«Громовержцы*»: последний шанс суперзлодеев второго эшелона

Post Image

В мировой прокат вышел последний фильм пятой фазы MCU, задуманный как ответ «Отряду самоубийц»: сведенные случаем антигерои начинают работать вместе. Но персонажи оказались белыми и пушистыми, а сам фильм наступает на все традиционные марвеловские грабли.

В американском Конгрессе рассматривается вопрос об отставке директора ЦРУ Валентины Аллегры де Фонтейн (Джулия Луи-Дрейфус), которая в свободное от работы время занималась сомнительными исследовательскими проектами и даже прикупила тайком у Старка нью-йоркскую башню «Мстителей». Заметая следы, Валентина одновременно посылает в одну из своих лабораторий всех работавших на нее наемников — Елену Белову (Флоренс Пью), Джона Уокера (Уайатт Рассел), Аву Старр (Ханна Джон-Кэймен), — чтобы они убили друг друга. Но они вместо этого решают объединить силы, прихватив с собой еще и оказавшегося там парня по имени Боб (Льюис Пуллман), загадочную жертву медицинских экспериментов.

Тройка фильмов MCU, выходящих в этом году, должна, видимо, помочь Кевину Файги определить, в какую сторону марвеловской повозке тащиться дальше. Политический триллер не вариант — «Капитан Америка» едва окупил свое производство. Грядущий этим летом очередной ребут «Фантастической четверки» будет, вероятно, озорным сай-фаем в духе «Стражей Галактики»; поглядим.

Что касается «Громовержцев*», маркетинг намекал, что это встреча Marvel с А24, то есть нечто более рискованное и остроумное, чем обычно. В пользу этой версии можно было найти какие-то улики и в титрах. Режиссер из мира модных видео и сериалов — некто Джейк Шрейер (из последнего он снял, например, несколько серий «Грызни»). Или Элейн Бенес, она же Селина Майер, в качестве главной антагонистки. Но фильм оказался самым что ни на есть марвеловским мейнстримом: это ровно то, чем студия занималась в последние годы и от чего зритель, как считается, смертельно устал. Может быть, тут чуть больше, чем обычно, разговоров, если кого-то это обрадует. Но вообще картину спокойно можно было называть «Черная Вдова 2», и не совсем понятно, что должно помешать ей пойти ко дну вслед за «Капитаном» (уж точно не натужно теплые рецензии). Скорее всего, через год выяснится, что зритель не устал от комиксов, а просто скучал без Роберта Дауни-младшего.

На Луи-Дрейфус, чья героиня прежде мелькала совсем коротко, посмотреть действительно приятно. В придачу к экстравагантному имени она завела себе красивую седую прядь, которая смутно напоминает то ли о невесте Франкенштейна, то ли о Круэлле де Виль, еще одной аристократке с неправильными приоритетами. Дальше фасада, впрочем, дело не идет: у Валентины нет ни характера, ни четких целей, и по нынешним временам она даже не злодейка, а склонный к импровизации менеджер.

Джулия Луи-Дрейфус

Злодеев, как мы постепенно убедимся, в этом фильме нет вовсе; если кто-то эпизодически и ведет себя нехорошо, то виноват не он, а тяжелое прошлое. В этом «Громовержцы*» и правда смыкаются с трендами A24. Миром правят травмы, и именно с ними героям приходится бороться в самом буквальном смысле. Если поначалу фильм кренится в сторону черной комедии, то во второй половине застревает (опять-таки буквально) на довольно депрессивной территории. Например, Елена Белова, которой тут больше всего, регулярно вспоминает детство в России: сборка автоматов на скорость, бутылка «Столичной», убийство подружки, книжка «Снегурочка», оброненная в снег.

Формально Громовержцы — команда антигероев вроде Отряда самоубийц, но проявляется их антигероизм только в том, что они бесконечно ругаются. «Мстители» регулярно вели себя куда более задиристо. К трем уже упомянутым персонажам со временем присоединяется Баки Барнс (Себастиан Стэн), который недавно избрался в Сенат и стал от этого еще более байроническим. А также приемный отец Беловой, Алексей (Дэвид Харбор), который опустился и водит лимузин. Если Пью слегка потряхивает русским акцентом, Харбор машет им — вместе с седой бородой — направо и налево. На его счету большинство смешных гэгов, но он пони с одним фокусом. Немножко Дракс, немножко и Джа-Джа Бинкс.

Дэвид Харбор

Как обычно, Marvel щедро тратит человеческие ресурсы. Великий Уэнделл Пирс произносит дюжину ничего не значащих фраз. Ольга Куриленко, о которой почему-то много говорили в связи с фильмом, появляется секунд на двадцать. С другой стороны, некоторые актеры занимают на экране много пространства, но минимум места. Взять героиню Ханны Джон-Кэймен, одну из Громовержцев, лицо с постера. Во-первых, чтобы понять, кто она вообще такая, нужно вспомнить фильм «Человек-муравей и Оса», который вышел 6 июля 2018 года и был навсегда забыт 7 июля 2018 года. Во-вторых, если убрать ее из «Громовержцев*», там не изменится вообще ничего. За два часа единственное ее действие с последствиями — то, что в начале она открывает одну запертую дверь.

Фильм построен как origin story супергеройской команды, но сложно представить себе, что Громовержцам доверят что-нибудь большее, чем пару комических эпизодов в солянке будущих «Мстителей». Их секрет не в том, что все они в прошлом плохиши, решившие по внезапному зову совести служить добру, а в том, что все они по большому счету герои вспомогательные, персонажи второго плана, которых киностудия в кризисе идей зачем-то выдвинула на первый.